Целительная сила исповеди
В основу возьмем слова Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна, 13-й главы:
«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать ноги мои? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты»
(Иоан. 13:3-11)
I. Очищение вводит в общение с Иисусом Христом. Без очищения нет части с Иисусом
Очищение - это нормальная потребность в жизни христианина и происходит, если он этого желает, естественно, без всякого давления извне. И если мы доверяемся Господу и желаем быть очищенными Им, то Он это делает. Если мы от сердца возжелаем очищения, то Господь поведет нас такими путями, что мы сможем увидеть себя в свете Его вечного Слова. Тогда мы сможем плакать о себе, осознавая грехи и очищая сердце, и благодарить Его за эту великую благодать, потому что способность плакать о себе не что иное, как благодать. Очищение ведет к насыщенной и плодоносной христианской жизни.
Таким образом, обнаружив в себе что-то неугодное Богу, такая душа начинает сокрушаться и каяться. И тогда, когда кающийся приходит к Богу за прощением, Кровь Иисуса Христа очищает его от всякого греха. Как написано: "Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" и "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан.1:7,9).
Нормальным признаком дитя Божьего является его любовь к Священному Писанию. Истинное дитя Божье читает Библию с живым интересом, оно томится по Слову Божиему. Нередко христианин во время рабочего дня с нетерпением ждет вечера, когда снова появится свободное время для чтения Библии. Для чтения Библии нужно выбирать часы, когда сознание еще свежо, и вы еще не так сильно устали. Не надо дожидаться времени, когда глаза уже слипаются от усталости, и вы уже не в состоянии усвоить прочитанное и от сердца помолиться. По возможности, дитя Божие читает Библию и утром. В 118 Псалме написано: "Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?" (ст.82) и "Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей" (ст.123). Если ты, дорогой читатель, не имеешь настоящей любви к Священному Писанию, то тебе нужно об этом помолиться Господу, и Он подарит тебе эту любовь.
Как чудесно, что Бог Сам заинтересован в нашем постоянном очищении и все предусмотрел для того, чтобы упавшее дитя Божие вновь могло подняться. Бог не желает, чтобы кто-либо грешил, поэтому грех влечет за собой Его наказание. Всякий грех навлекает на себя Его суд. "Ибо возмездие за грех - смерть" (Рим.6:23). "Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою" (Рим.1:18). Но верующие в Сына Божия оправданы и на суд не приходят.
Они однажды и навсегда очищены "банею возрождения". Поэтому Иисус и сказал Петру: "Вы чисты". Но подобно тому, как очищенный через водное крещение, в результате ходьбы пачкал ноги, и ему приходилось мыть их, чтобы быть чистым, так и очищенному "банею возрождения" приходится "мыть ноги" - очищаться от "прилипающих к нему грехов" путем исповедания.
Исповедание очень важно не только в момент обращения к Богу впервые, но также и в практической христианской жизни. Апостол Иоанн пишет: "Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Иоан.2:1-3).
Потребность в исповеди существует испокон веков.
Итак, мы, будучи обличаемы Словом Божиим, очищаемся в покаянии через исповедание грехов перед Богом, в присутствии братьев и сестер по вере, или служителей церкви.
Господь очищает нас и непосредственно через чтение и слышание Слова Божия. "Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам",- сказал Иисус.
II. Очищение от прежних грехов через их осознание перед людьми и возмещение ущерба
Прежде, нежели приступить к рассмотрению этой важной истины, обратите ваше внимание на следующие слова Священного Писания:
«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью,- то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа; а в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа»
(2 Пет.1:3-11)
Этот отрывок Священного Писания говорит нам о важности очищения от прежних грехов. К сожалению, эта истина мало возвещается сегодня в церквах. Может это оттого, что все сильнее сказывается влияние западной теологии, чрезмерно подчеркивающей исповедание своих грехов лишь перед душепопечителем, без того чтобы осознать грех перед тем, против кого или с кем он совершен, или от недостаточной осведомленности проповедников, или от особенностей новой социальной структуры. Что касается последнего, то надо подчеркнуть, что если в России в небольшом поселке, где жизнь каждого, как на ладони, какой-либо грешник приходил ко Христу, то об этом знал весь поселок. И, естественно, все, как верующие, так и еще необращенные ожидали, что обратившийся осознает свои грехи там, где их совершал. И, как правило, вновь обращенный это делал, и тогда он укреплялся в вере: имя Спасителя прославлялось, и свет Евангелия проникал все дальше, обнажая и осуждая грех, и не оставляя равнодушными тех, кто еще пребывал в нем.
Люди, исповедавшие грехи только перед душепопечителем, могут считать, что уже находятся на золотом эскалаторе, ведущем на небо. Но они глубоко ошибаются. Путь на небо ведет через постоянное очищение и освящение. Для искренне покаявшихся и действительно возрожденных это путь не тяжкий, а нормальное следствие новой жизни во Христе. Я бы даже сказал, что это для них - потребность.
Но для того, чтобы верующие могли жить жизнью очищения и освящения, они должны иметь любовь к Слову Божиему. И об очищении от прежних грехов через их осознание перед людьми и возвращении ущерба надо учить с церковных кафедр. Там, где это делается, это приносит большое благословение.
III. Омытому достаточно "умыть ноги"
Обращенные к Богу и возрожденные свыше чисты!
Это утверждение не противоречит нашей теме об очищении и вытекает не только из слов Иисуса Христа: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты..." (Иоан.13:10), но и из других мест и духа всего Священного Писания. "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор.6:9-11).
"Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего. Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит.3:4-5).
Теперь давайте обратим внимание на событие, во время которого Иисус сказал ученикам, что они чисты.
«Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты»
(Иоан.13:1-11)
Ученики уже были очищены для праздника Нового Завета через уверование в Иисуса, пришедшего для принесения в жертву за грех Самого Себя. Кроме того, они уже были очищены Им через Его слово: "Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам" (Иоан.15:3). Поэтому они нуждались только в том, чтобы умыть ноги - в ежедневном очищении от всего, что препятствовало им иметь общение со своим Спасителем.