• Проповеди

    Проповеди

    "...слово Твое есть истина"
    (Иоанна 17:17)

О духе и душе

На первый взгляд, кажется все просто, и многие люди, даже давно верующие, вообще не видят разницы между духом и душою. Действительно, эти два понятия близки между собою, и в Священном Писании иногда трудно отделить одно от другого, потому что бывает говорится о духе, а подразумевается душа и наоборот. Возможно, для кого-то это покажется маловажным, может быть, это и действительно так, но не всегда и не во всех случаях.

«Когда мы говорим о вечности, то видим, что между духом и душой есть некоторая разница. Библия нам говорит, что душа человека в крови, а в другом месте говорится, что плоть и кровь Царства Божия не наследуют. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.»

(1 Кор.15:50)

Таким образом, когда мы говорим о жизни вечной, то нам приходится говорить о духе, а не о душе.
Что это за дух? Откуда он пришел? Это вопросы, которые интересуют многих.

Иов говорит об этом:

«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.»

(Иов.33:4)

Когда мы обращаемся к книге Бытие, первой и второй главе, а именно к тем местам, где описывается сотворение животных и человека, то видим, что в их сотворении есть некоторая разница.

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. (Бытие 1:24,25) И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Быт.2:7)»

Когда Бог сотворил зверей земных по роду их и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их, то это произошло посредством слова, которое сказал Бог:

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее. И стало так, появился весь животный мир сразу живым.

С человеком было несколько иначе, Бог создал человека из праха земного, но он не был живым до тех пор, пока Господь не вдунул в лицо его дыхание жизни, и только тогда человек стал душою живою. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, наше подобие Богу состоит в том, что в нас живет дух жизни, который пришел к нам от Него, и этот дух - вечный, то есть он не может умереть, как умирает плоть наша, он должен пребывать где-то в вечности. Таким образом, мы видим, что и в человеке и у животных есть дух жизни, но у человека этот дух приходит от Бога, и он не может быть нечистым.

Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него (Зах.12:1). До нашего обращения Божий Дух не пребывает в нас. Если бы не убеждение, приносимое извне Духом Святым, мы не смогли бы почувствовать роль духа в нашей жизни. Поэтому до нового рождения в нас преобладает либо душа и ум — мы поглощены своим «я», либо тело с его похотями. При обращении - наш дух оживает, потому что Святой Дух нисходит и пребывает в нас. Наш дух становится жилищем Бога и вместилищем Его воли в нашей жизни. Таков опыт нового рождения, который абсолютно необходим для оправдания и который является предпосылкой для освящения.

Когда Дух Святой все полнее будет проявлять Свою силу в нашей жизни, то с нами произойдет, по крайней мере, два изменения. Во-первых, мы будем все больше отражать характер Христа. Во-вторых, мы сможем делать различие между тем, что исходит от нашего духа и что исходит из сосредоточенной на себе жизни души. В Евр. 4:12 сказано об этом, как о разделении между душой и духом, производимом Словом.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.»

(Евр.4:12)

Бог возрождает и учит нас, вводит нас в Свой покой через наш дух. Но, к сожалению, живя долгие годы эгоистичной жизнью души, многие из нас мало что знают о «духе жизни», который пребывает в нас и дает силы освободиться от «закона греха и смерти» (Рим. 8:2). Мы должны ежедневно усердно просить Бога о том, чтобы Он научил нас различать духовное и то, что порождается нашими эмоциями. Даже изучая Библию, мы склонны больше полагаться на свой ум, чем позволить Духу Святому наставлять нас в истине.

«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.» (1 Кор.2:12-15)

"Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. (Иоан.16:15)"

(1 Кор.2:12-15)

Душа человека отличается от его духа тем, что дух ориентирован на Высшее или выражает жизнь человека в его предстоянии перед Высшим, в жажде Бога и устремление к Нему, тогда как душа задает раскрытие его индивидуальности и ориентацию на окружающий мир.

Нажмите Enter для поиска
Нажмите Enter для поиска