• Проповеди

    Проповеди

    "...слово Твое есть истина"
    (Иоанна 17:17)

Воспитание детей

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности - во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Светлые воспоминания детства питают и согревают человека в трудные минуты жизни, и, напротив, люди, не имевшие счастливого детства, ничем не могут восполнить его. Когда мы встречаем таких людей - сирот, не знавших родительской ласки; пасынков и падчериц с изломанной душой вследствие тяжелой домашней обстановки; незаконнорожденных, брошенных на попечение чужим людям - мы чувствуем лежащий на их душе отпечаток тяжелых и болезненных ранних впечатлений.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность. Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребенка - и его душа потускнеет; ребенок останется в опустевшем мире, с его мелкими будничными интересами. Нечто подобное происходит и с телом: если ребенок живет в мрачном и сыром помещении, то он вырастает бледным и хилым, без сил и радости в своем недоразвитом теле. В обоих случаях вина в недоразвитости и болезненности (душевной или телесной) ложится на родителей.

С другой стороны, взгляните на биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство их вышло из больших трудовых семей, воспитанных в религиозных традициях.

Случается, что бурная молодость, как будто бы разрушает веру в Бога, заложенную в детстве. Человек уходит от религии и от Церкви, по-видимому, без всякой надежды на возвращение. Но Бог не оставляет человека, носящего в себе семена добра, и временами Господь стучится в его сердце. И когда человека постигает какое-нибудь жизненное потрясение, он начинает сознавать свою ограниченность, беспомощность и начинает задумываться над смыслом человеческой жизни. Тогда забытые впечатления детства и духовные наставления оживают с новой силой, и человек возвращается к Богу. Так, святые воспоминания детских лет помогают человеку обрести в жизни цель и смысл. Вот почему очень важно родителям постоянно прилагать усилия, чтобы заложить в своих детях духовный фундамент. Возмужав, дети оценят родительские старания и всю жизнь будут благодарны им.

Воспитание и образование

Воспитание - это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование - это процесс развития мыслительных способностей ребенка. Дело касается двух различных сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (развитие умственных способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, - совсем необразованного крестьянина или простого рабочего, но весьма воспитанного в духовном и нравственном отношении.

Религиозное воспитание, которое преследует духовное развитие души, основанное на вечных Божественных принципах. Здесь цель христианского воспитания не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на Божественном откровении. Поэтому в деле воспитания детей надо руководствоваться не модой, не требованиями государства, а словом Божиим. Века проходят, общественные условия меняются, а природа человеческой души остается той же.

Цель христианского воспитания

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.

Так как человек состоит из тела и души, то ребенок нуждается не только в телесном питании, но и в духовном. Если родители ограничиваются только физическим питанием ребенка и пренебрегают духовным, он вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний. 

Евангелие учит, что главное в жизни человека - правильное состояние его сердца. Под "сердцем" понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредоточиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если Сам Спаситель сказал, что

«...из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления...»

(Мт. 15:19)

Очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.<.p>

Так как человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, то очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Причем очень важно привить любовь к Богу в самом раннем возрасте, раньше, чем ребенок утратит свою духовную восприимчивость.

Когда надо начинать воспитание?

Мнения часто расходятся в вопросе о возрасте, когда следует приступать к воспитанию детей. Некоторые родители считают, что после появления на свет ребенок долгое время нуждается только во внешнем уходе. Они смотрят на него, словно на забавного котенка, не восприимчивого к духовным воздействиям, полагая, что до 2-3 лет разум ребенка еще не развился к усвоению духовных предметов.

Такой взгляд ошибочен и противоречит как науке, так и христианскому учению. Психология установила, что ребенок восприимчив ко многому с самого рождения. По сравнению одного ученого, душа ребенка подобна чувствительной кинематографической ленте, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Ребенок еще лежит в колыбели, а душа его уже накапливает впечатления, улавливает звуки, взгляды, интонации голосов и даже душевное настроение родителей. Из всех этих впечатлений, помимо его разума, непрерывно формируется подсознание ребенка. И все, что он воспринимает день за днем, становится частью его личности, и тогда уже никакими способами эти впечатления не изгладишь.

Кроме того, современная психология пришла к выводу, что такое подсознательное впечатление в раннем детстве, имеет большое значение для последующего развития человека. Например, некоторые душевные заболевания взрослых людей объясняются болезненными впечатлениями раннего детства. Вот почему родители должны помнить, что к первым впечатлениям младенца надо подходить с величайшей бережностью, потому что с момента рождения в нем начинает формироваться не только тело, но и душа.

Об этом же учит и наша вера. В Евангелии мы читаем:

«Приносили к Иисусу детей, ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие: И обняв их, возложил руки на них и благословил их»

(Марк 10:13-16)

Обратим внимание на то, что детей ко Христу не приводили, а приносили. Значить, они были совсем малыми, не могущими самостоятельно ходить. Ученики не допускали ко Христу таких малюток, очевидно, думая подобно многим современным родителям, что младенцы не способны что-либо воспринимать.

Как же отнесся к этому Спаситель? Он вознегодовал на Апостолов. А мы знаем, что кроткий Христос негодовал только в тех случаях, когда истина подавлялась заблуждением; например: при лицемерии фарисеев, при осквернении храма торговцами и т.п. И Он сказал ученикам: "Пустите детей и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное." Другими словами: дети более чем взрослые, восприимчивы к добру, к любви и благодати, они инстинктивно стремятся к Богу. Затем Христос обнял и благословил детей.

Итак, самое важное время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребенка в возрасте до 6-7 лет подобна мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность. После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.

Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребенка, как на невинное существо, в котором еще нет никакого зла. Опыт показывает, что ребенок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Наука называет эти качества наследственностью, а Церковь - следствием первородного греха, повредившего природу человека. Все люди рождаются с унаследованной предрасположенностью к дурному. Поэтому воспитание ребенка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Не научив его бороться с ними, мы оставим его безоружным в борьбе с соблазнами. Когда ребенок предоставлен самому себе, то, как бы он ни был талантлив, все его добрые качества могут оказаться заглушенными низшими наклонностями.

Известно, что каждый ребенок имеет внешнее сходство со своими предками: один похож на отца, другой - на мать, третий - на бабушку или прабабушку. Но наряду с телесной наследственностью, ребенок воспринимает и нравственные черты предков, как хорошие, так и дурные. Причем дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. В растительном мире, например, сорные травы всегда гораздо выносливее и агрессивнее садовых и огородных растений. Чтобы вырастить что-нибудь полезное в саду, нужно постоянно бороться с сорняками.

Наблюдая любого ребенка, можно убедиться, как почти с колыбели в нем начинают проявляться отрицательные черты: то он капризничает, то сердится, то нарочно делает не то, что нужно. Очень рано дети начинают лениться, хитрить, обманывать, проявляют жадность и жестокость по отношению к другим детям. В пять лет у ребенка уже можно заметить задатки его будущего характера. Если родители не учат его бороться со своими дурными наклонностями, то эти наклонности укрепятся и превратятся в страсти и пороки, с которыми будет очень трудно бороться. Порой родители сетуют на своих детей, говоря: "Откуда у него такое упрямство, капризы, влечение ко всему запрещенному? Ведь никакого дурного примера он не видит, кто же его учит?" Здесь надо учесть, что учить ребенка злу не надо: оно уже коренится в нем. Одна мать, наблюдая своего первенца, говорила: "У него явным образом проявляются отрицательные черты его отца". К сожалению, добрые качества приобретаются усилием и постоянством, а дурные, как плевелы, сами развиваются.

Молодые родители склонны смотреть на эти "сорняки" легкомысленно, объясняя их неразвитостью ребенка. "Вот немного подрастет, - думают они, - тогда сам поймет, что это плохо, и сам исправится". Думая так, они оставляют без внимания эти дурные наклонности и не учат его бороться с ними. Они скорее склонны удовлетворить всякий каприз ребенка, действуя по известной пословице: "Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало".

А психология и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале, пока оно не окрепло. Если же мы оставим его без внимания, то от повторения оно превратится в привычку. Горько потом раскаиваются родители, которые по излишней мягкости или неразумной любви к ребенку жалеют и не наказывают его. Потом уже трудно перевоспитывать, и ребенок вырастает своевольным и распущенным.

Родители должны с самых малых лет воспитывать детей так, чтобы они чувствовали, что есть дозволенное и недозволенное. Разумные запрещения и легкие наказания совершенно необходимы. Будьте уверены, что даже самый маленький ребенок поймет, что есть вещи дозволенные и недозволенные. Поняв, что недозволенные вещи влекут за собой неприятные последствия, ребенок будет избегать всего запрещенного. Этим путем вы заложите в нем здоровый фундамент для дальнейшего воспитания. Его детская воля, еще только начинающая формироваться, будет уже подготовлена к тому, что в жизни надо подчиняться установленным правилам.

Духовные основы воспитания

Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того, как ребенок растет, родители должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача родителей - развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу.

Надо делать это не теоретически и отвлеченно, а опираясь на религиозную основу: на веру в Бога и на наше отношение к Нему - на любви, благодарности, ответственности за свои поступки. Без религиозной основы воспитание будет шатким и непрочным.

Для тех, кто сомневается в силе детской религиозности, отметим лишь следующее: вера в Бога не выдумана людьми, а рождается вместе с человеком. Поэтому она доступна и понятна всем людям, независимо от их возраста и умственного развития. Верить в Бога может и самый простой, необразованный человек и самый великий ученый. Каждый верующий постигает и переживает свою веру в меру своих способностей, и по мере того, как человек развивается - растет и углубляется его представление о Боге.

Родство христианской веры с человеческой душой позволяет развить ее в еще малых детях и строить на ней их воспитание. И можно только удивляться, как легко и глубоко принимают дети веру в Бога, и насколько благотворно она влияет на них. Вера в Бога не только помогает ребенку бороться со своими дурными наклонностями, но она помогает ему решить ряд принципиальных вопросов, которые иным путем ему не объяснишь: о добре и зле, о возникновении мира, о цели жизни и т.д. Самое же главное то, что вера в Бога есть ключ к развитию всех положительных качеств в ребенке - благоговения, любви, жалости, стыда, раскаяния и желания стать лучше.

Каждый родитель может на опыте убедиться, что понятие о Боге дает ему в руки могучее средство для воспитания. Когда мы говорим о Боге, как источнике всех благ и Судье людей, то мы вносим в его внутренний мир правильное представление о добре и зле. И делаем это не в виде сухих правил, а в виде Живой Личности, стоящей над миром, перед Которой все люди ответственны. Это Высшее Существо влечет нас к добру и отводит от всего гибельного. Так ребенок усваивает понятие о грехе, как о чем то постыдном, недолжном и подлежащем наказанию. При этом надо учесть, что понятие о грехе не является совершенно чуждым для ребенка, потому что в его природе уже заложено чувство вины, стыда, смутное различие добра и зла. Христианское представление о Боге придает ясность и силу этим глубоким человеческим чувствам.

Понятие о грехе открывает перед ребенком путь нравственного выбора и сознание ответственности перед Богом. Теперь ребенок сознает, что его недобрые поступки нарушают не только требования папы или мамы, но и порядок, установленный Богом. И за грехи его может наказать не только отец или мать, но и Отец Небесный. Равным образом, всякое духовное и материальное благо он отныне получает не из человеческих рук, а от Самого Господа Бога. Священное Писание такое духовное состояние именует "страхом Божиим" и учит, что оно является началом премудрости (Притчи Соломона 9:10).

В наше время выражение "страх Божий" для многих непонятно и соблазнительно, поэтому нужно на нем остановиться. Христианский "страх Божий" - это не тот животный страх, который испытывают дикари перед разбушевавшимися силами природы. Согласно Евангелию, наши отношения с Богом должны выражаться в сыновней любви, а истинная любовь не хочет огорчить любимого. Например, добрый сын, слушает своего отца не из страха наказания, а по любви к нему, не желая огорчить его. Подобным образом в христианстве так называемая "богобоязненность" связана с мыслью о Боге-Отце, Которого мы не хотим оскорбить нарушением Его заповедей.

Итак, "страх Божий" или чувство благоговения перед Богом - это здоровое настроение, которое следует иметь каждому христианину. Это настроение ничего общего не имеет с чувством гнетущего животного страха неверующих людей, боящихся всяких несчастий, болезней или смерти, от которых их никто не может спасти. У верующих же, наоборот, это - сознание своей личной ответственности перед Богом. Правильное религиозное воспитание требует привития ребенку этого чувства с самого раннего возраста.

Факторы домашнего воспитания

Как мы уже говорили, пока ребенок мал, он воспринимает все преимущественно через свои чувства. По мере же того, как он подрастает, надо развивать в нем волю. Так как в раннем возрасте человек живет преимущественно влечениями своих чувств и желаний, когда разум его еще не созрел, то надо меньше всего обременять ребенка разными нравоучениями и логическими доказательствами.

Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Чем раньше ребенок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем легче будет в дальнейшем его воспитывать. Вначале воспитание сводится к запрещениям: не делай этого, так делать нельзя, это нехорошо: Но ребенок растет, и нужно ему давать что-то положительное, наставлять и учить. Здесь уже начинаются трудности, так как для внушения ребенку правил поведения не всегда бывает достаточно одних слов. Обычно здесь мы сталкиваемся с нежеланием ребенка подчиняться, с известным упрямством с его стороны. Чтобы преодолеть это, родители должны прибегать иногда и к более сильным средствам.

Тут бывают два способа воздействия: одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь религиозного воздействия. Физическое наказание, конечно, иногда необходимо; но если оно будет применяться часто и станет преобладающим средством воспитания, то это приведет к неблагоприятным последствиям. Во-первых, ребенок привыкнет выполнять нужное только "из-под палки" и не научится делать нужное из внутренних побуждений. Во-вторых, если наказания станут частыми, они сделают ребенка озлобленным, скрытным, недоверчивым и могут оставить болезненный след в его характере.

Более успешно действует религиозный способ воспитания. Родителям почти нет надобности прибегать к физическим наказаниям, когда они внушают ребенку не свои собственные правила, а то, что требует Господь Бог.

Постепенно, шаг за шагом, родители могут приучить ребенка к чувству зависимости от Бога.

Но не только запрещения должны внушаться именем Божиим. Еще важнее, когда положительные требования к ребенку будут основываться на Божественном авторитете. Надо объяснить ребенку, что Бог помогает ему во всем добром, и главный путь к получению помощи от Бога - это молитва. Ребенок должен понять, что без помощи Божией он не сможет ничего достичь. При этом необходимо еще учить ребенка благодарить Бога за все, что он имеет - за здоровье, за еду, за радости, за вещи, которыми он пользуется. Также надо приучить ребенка молиться за своих родителей.

Огромное воспитательное значение для детского сознания имеет представление о Боге, как о небесном Отце, любящем нас и заботящемся о нас. Когда, например, ребенок остается дома один или среди чужих людей, то мать его успокаивает: "Ты же не один, с тобой Бог".

Само собой разумеется, что по мере развития ребенка, родители должны его внешнее благочестие направлять к укреплению в нем внутреннего повиновения Богу. Это должно выразиться в правдивости, скромности, незлобивости, трудолюбии, постоянстве, в умении прощать обиды и т.д.

Если сравнить этот способ воспитания с другими, исключающими христианскую веру, то мы увидим, как часто там используются окрики, побои, длинные и скучные нравоучения, не затрагивающие ни чувства, ни воли детей; или другая крайность, - необузданное своеволие и распущенность. Все это только калечит ребенка. Не в этом ли различном воспитании причина того, что дети из разных семей так резко отличаются друг от друга: одни - ласковые, доверчивые, чуткие ко всему доброму и жалостливые к другим; другие - угрюмые, недоверчивые, бессердечные к другим и безудержные в своих желаниях. Чисто внешнее светское воспитание лишает ребенка самых ценных и высоких человеческих качеств.

Во всяком воспитании, а особенно в религиозном, наибольшее влияние имеют не сами слова или наказания, а личный пример. Поведение близких к ребенку людей - вот что каждый день и час воздействует на его душу. Дети сталкиваются с двумя группами людей: со своими домашними и с другими - школьными товарищами, соседями и просто с "улицей". Семья старается дать ребенку добрый пример, тогда как со стороны товарищей, соседей и улицы дети часто подвержены дурному влиянию. Но это не значит, что нужно запретить детям всякое общение с окружающей средой: такое положение создало бы искусственное разобщение ребенка с окружающими и лишило бы его необходимой подготовки к жизни. Надо только следить, чтобы ребенок дружил с товарищами, наиболее положительными и христиански настроенными, и чтобы влияние семьи преобладало над посторонними влияниями.

Для того чтобы семья имела такое решающее влияние на ребенка, необходимо непрерывное наблюдение со стороны родителей за детьми и личный добрый пример. Вот качества, которые требуются от родителей для успешного воспитания:
1) любовь к детям,
2) справедливое отношение к ним
3) последовательность в поступках

"как учат, так и сами поступают". Уясняя эти нелегкие обязанности, родители все больше сознают свою ответственность за своих детей. Приятно наблюдать, как молодые супруги, стремясь дать своим детям добрый пример, начинают сами подтягиваться, следить за собой и заниматься самовоспитанием. Получается, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети оказывают благотворное влияние на своих родителей.

Желательно, чтобы оба родителя были верующими и вместе принадлежали к единой церкви. В случае же смешанного брака очень важно, чтобы было достигнуто согласие, что дети будут в Церкви и будут воспитываться в Христианском духе. Расхождение родителей в вопросах веры и, в особенности, споры по принципиальным вопросам в присутствии детей, создают раздвоенность в детских душах и могут очень повредить им.

Кроме того, родители должны всячески избегать споров при детях - будь то вопросы принципиальные или же каждодневные мелкие практические вопросы. Когда дети видят разницу во взглядах родителей, они непременно используют это в свою пользу и обращаются к тому из родителей, кто менее требователен. В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать друг друга или унижать: в конечном итоге это подрывает авторитет обоих родителей.

Вообще, родители должны быть очень осторожны в разговорах при детях. Некоторые думают: маленькие, все равно не поймут. Но ребенок, даже не понимая умом, внутренним чутьем схватывает суть разговора, и это дает нежелательный толчок его мыслям. Таким образом, можно повредить душе ребенка или вызвать с его стороны вопросы, на которые трудно будет ответить. Лучше не обсуждать некоторых тем при детях, избегать при них насмешек над людьми, не проявлять неуважения к тому, что для ребенка свято; например: критика учителей, духовенства и т.п.

«а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской»

(Мт. 18:6)

Принуждение

В некоторых странах получила распространение теория "свободного воспитания" детей, что требует отказа от принуждения и наказаний. Согласно этой теории детей надо предоставить самим себе и не мешать им проявлять и развивать свою личность. Этот способ рекомендуют применять и к самым маленьким детям, у которых еще нет ни понятий о добре и зле, ни привычки следить за своими поступками. Легко можно себе представить, сколько отсюда возникает ошибок и опасностей, имеющих самые тяжелые последствия - и физические, и моральные!

Может ли верующий человек согласиться с таким воспитанием? Конечно, нет! Так вырастает поколение людей, которые руководствуются только эгоистическими интересами, без осознания нравственной ответственности. Думая только о себе, эти люди не обуздывают свои прихоти, совесть их постепенно засыпает, и они становятся неразборчивы в средствах для достижения своих целей.

Церковь же учит, что ребенок с ранних лет должен различать должное и недолжное. На родителях лежит обязанность направлять его поступки, подготавливая ребенка к самостоятельной жизни, и эта подготовка должна начинаться как можно раньше. В 10-12 лет уже поздно будет исправлять недостатки, которые развились от небрежного воспитания в ранние годы.

Чтобы оценить важность принуждения в воспитании, мы должны учесть следующее обстоятельства:
1. Воля детей слишком слаба, чтобы они могли полностью направлять свои поступки. 
2. Дети приучаются к ответственности, когда от них требуют выполнения посильных для них предписаний. 
3. Разумное и умеренное применение принуждения и наказания прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.

При этом наказания должны быть не столько прямыми, т.е. физическими (к ним надо прибегать только в крайних случаях), сколько более косвенными, но не менее эффективными: оставление без сладкого, лишение на время обычных игр, отказ от посещения гостей и от получения других удовольствий, выполнение дополнительных заданий и т.п. Так или иначе, когда слова оказываются недостаточными, надо воздействовать на ребенка более чувствительными способами: Ребенок, мы знаем, рождается не только с добрыми, но и с дурными предрасположениями, и с последними надо бороться с самого начала. Какая же борьба может идти без запрещений и наказаний? Вспомните о своем детстве, и вы легко убедитесь, что всякая добрая привычка давалась вам не сразу, а с трудом, принуждением и даже иногда со слезами. Апостол Павел говорит:

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности»

(Евр. 12:11)

Итак, пусть сердобольные родители не боятся огорчить детей, когда этого требуют обстоятельства. В некоторых случаях это необходимо для воспитания их в здоровом христианском духе.

Значение храма

Вести людей к вере и праведности - основная задача Церкви. Среди мало верующего и развращенного окружения, храм - это духовный маяк, островок святости для взрослых и детей. Без него невозможно воспитать детей благочестивыми.

Религиозное воспитание поначалу осуществляется не столько разумом, сколько чувствами. Поэтому дети, которые часто посещают церковь - это вспаханное поле, восприимчивое к семенам добра, которое в свое время принесет плоды.

Семейный уклад

Церковь всегда рассматривала семью, как очаг церковного просвещения. Апостолы называли семью "домашней церковью", и учили супругов и всех членов семьи жить совместной духовной жизнью.

Для этого надо стараться ежедневно молиться совместно всей семьей, желательно - утром и вечером, перед едой и после еды. Совместная молитва духовно объединяет семью. В воскресные дни надо всем идти в церковь, помня четвертую заповедь о посвящении Богу седьмого дня недели: "Помни день покоя, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой - день покоя посвящай Господу Богу твоему." Таким образом, Бог шесть дней отдал нам, а один оставил Себе. Люди, которые и седьмой день посвящают себе и своим житейским заботам, "обкрадывают" Бога и нарушают свой завет с Ним. 

Очень благотворно действуют на всю семью духовные беседы с чтением Евангелия, апостольских посланий. Такое совместное участие в молитве и духовных беседах создаст в доме особую благодатную, умиротворяющую атмосферу.

Трудности в воспитании

Чтобы сохранить семью и правильно воспитать детей, супругам необходимо строить свою семейную жизнь на христианской основе. Бог и спасение души должны стоять на первом месте, а материальные блага на втором. Конечно, это нелегко в условиях все ускоряющихся жизненных темпов и экономических затруднений. Если раньше семья могла существовать на заработок отца, то теперь очень часто приходится работать обоим супругам. Чрезмерная занятость обоих родителей отрицательно сказывается на семейной обстановке и на детях, которые рано попадают под влияние посторонних и не всегда подходящих людей.

Нередко уставшие и нервные родители начинают между собой спорить по всяким пустякам, повышают голос и даже оскорбляют друг друга. Это создает в доме нездоровую атмосферу, которая сказывается на детях.

Чтобы избежать этого, родителям надо всячески стараться притормаживать темпы жизни. Лучше жить скромнее, но с миром, чем богато, но с огорчениями и ссорами. Увлечение карьерой и погоня за материальными благами, согласно статистическим данным, часто является причиной развода. Совместная с детьми молитва (желательно регулярно утром и вечером) помогает и родителям находить баланс в своих житейских заботах, и привлекает к ним Божию помощь.

Конечно, ошибки и недоразумения неизбежны даже в самой здоровой и религиозной семье. Супругам нужно решать свои проблемы спокойным и откровенным обсуждением. Хорошо такие беседы сделать регулярными и предварять их чтением Священного Писания, чтобы мысли и планы были вдохновляемы словом Божиим. Во время спора надо терпеливо выслушивать мнение другого и считаться с ним. Ни в коем случае нельзя повышать голос, оскорблять или унижать другого - особенно в присутствии детей. Нужно просить прощение, даже когда считаешь себя правым, и делать это до того, как оба отойдете ко сну, как учит апостол Павел (Еф. 4:26). Если этого не делать, то взаимные огорчения остаются, мрачным осадком оседают в подсознании, и супруги постепенно теряют взаимное уважение и любовь. 

Музыка, как и всякое искусство, должна вызывать в человеке возвышенные и благородные чувства. К сожалению, этого нельзя сказать о современной музыке, вроде "рок-энд-ролл", или "хеви-метал", которая вызывает у слушателей бурные эротические и злобные чувства. Некоторые современные песни содержат даже кощунственные и ругательные фразы. Поэтому родители, желая блага своим детям, должны оберегать их от этой грязи.

Быть может, для некоторых такое самоограничение покажется несовременным или излишним. Но надо помнить слова Евангелия об опасности широкого пути, которым идет большинство, и о спасительности узкого пути христианства. Сейчас больше, чем в апостольское время приходится констатировать, что мир во зле лежит и кто князь мира сего - дьявол (1 Иоан. 5:19; Иоан. 12:31 и 14:30).

Иногда родители, при всей своей преданности вере, слишком формально и сухо преподносят своим детям религиозные знания. Получается чисто внешнее внедрение некоторых фактов, правил и привычек, не согретых ни искренней верой в Бога, ни любовью к Богу и ближним. Надо стараться, чтобы вера в Бога проникала во всю нашу жизнь, а не только какие-то "праздничные уголки". Всякая половинчатость в религии лишает человека цельности, твердости и воодушевления. Еще в древности Тертуллиан сказал, что "душа человека по своей природе христианка и не может довольствоваться неполной верой". Это в особенности справедливо по отношению к детям, которые ищут полного согласия между верой и жизнью. 

При всех трудностях, с которыми сталкиваются родители в деле воспитания своих детей, есть одна, безусловно, положительная сторона: стараясь направить детей на правильный путь, родители одновременно с этим сами учатся и духовно растут. В этом, собственно, и заключается, по мысли Творца, настоящая цель семьи - научить людей заботиться друг о друге и духовно расти.

Когда родители, сознавая свою неопытность и слабость в деле воспитания детей, обращаются к Богу за руководством и помощью, то Бог действительно помогает им, и семейная жизнь течет благополучно под кровом Всевышнего. 

С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Это надо внушать им не отвлеченно, а опираясь на религиозную основу: на веру в Бога и на наше отношение к Нему - любовь, благодарность, надежду на Его помощь. Понятие о грехе открывает перед ребенком путь нравственного выбора и сознание ответственности перед Богом. Теперь ребенок сознает, что его недобрые поступки нарушают не только требования папы или мамы, но и порядок, установленный Богом. А Он может наказать непослушного.

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример, который благотворно действует как на волю, так и на развитие нравственного сознания. Если же набивать голову ребенка одними правилами, не оживляя их семейной христианской жизнью, то он будет воспринимать эти наставления как сухую и отвлеченную теорию. Добрый пример родителей имеет решающее значение в деле развития ребенка. Для этого супруги должны любить друг друга, совместно молиться, совместно беседовать о Боге, ходить в храм, помогать нуждающимся, одним словом - гореть духом.

Несомненно, что неудачи родителей в деле воспитания происходят от их неподготовленности, маловерия, от увлечения материальной стороной жизни. Помехой в деле воспитания является раздражение и гнев, в основе которых лежат самолюбие, привязанность к житейским благам и отсутствие внутренней дисциплины.

Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными. Надо оберегать детей от уличной грязи, которая проникает в их души через телевидение и через буйную, сладострастную музыку. Если родители непременно хотят иметь телевизор в доме, то надо, с одной стороны, строго ограничить время, когда дети смотрят его, а, с другой стороны, проверять содержание фильмов.

Самое главное, что необходимо понять каждому родителю, - это то, что истинная нравственность невозможна без религиозной основы, без помощи Церкви, молитвы и святых Таинств. Назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, но простирается в вечность. Поэтому и воспитание ребенка должно помочь ему иметь эту главную цель перед глазами и знать, как достичь ее.

Нажмите Enter для поиска
Нажмите Enter для поиска