• Проповеди

    Проповеди

    "...слово Твое есть истина"
    (Иоанна 17:17)

Молитвенное служение и пост

"Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать." (Лук. 18:1)

Молитва - это не только разговор с Богом, но и поклонение Богу; выражение своей покорности, зависимости и доверия. Сознание величия Бога: "Отче Наш, сущий на небесах", признание Его справедливости: "да будет воля Твоя", всемогущества: "и сила", власти: "ибо Твое есть Царство".

Со дня сотворения человека Бог разговаривает с ним. Бог разговаривает с Каином (Быт.4:1-7) и Ноем: "И сказал Бог Ною" (Быт. 6:13-22; 7:1-4). После потопа второй раз мы встречаемся с жертвоприношениями: первое совершили Каин и Авель, и теперь совершает Ной (Быт. 8:20). При этом слов молитвы нет. Все время ведется диалог между Богом и людьми, и лишь в конце 18-ой главы книги Бытие диалог приобретает некоторую форму молитвы. Но это все-таки не такая молитва, как мы привыкли ее понимать. Это беседа двух личностей, когда сразу на поставленный вопрос дается ответ. И только в 20-ой главе книги Бытие (ст. 17) мы впервые читаем: "И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха". Из этого исследования нам стало ясно, что человек ни на мгновение не покинут Творцом. Даже тогда, когда человек не знал о чем молиться. Бог являлся ему, Бог говорил ему, устанавливал Завет, открывал будущее. Молитва - это сердечный разговор глубоко верующего человека с Невидимым, но для молящегося реально существующим и слышащим его Богом. Молитва - это свидетельство веры: "...он теперь молится" - сказал Господь Анании (Деян. 9:11). Молитва преображает верующего, исполняет радости, смиряет и в то же время духовно возносит его (Пс. 33:4-10).

Молитвенное служение не ограничено временем, местом и условиями. "Непрестанно молитесь" (1Фес. 5:17). Кроме официальных молитвенных служений, молитесь, идя дорогою, на рабочем месте, в больнице на приеме у врача и на операционном столе, в автобусе, в магазине и на базаре - всюду и везде, и во всякое время. Молитесь, как Анна, говорившая в сердце своем, а уста ее только двигались (1Цар. 1:12-13). Молитесь, как Неемия перед царем: "И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу Небесному" (Неем. 2:4).

Молитесь обо всем "в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом" (Филип. 4:6). "Молитесь за всех человеков" (1 Тим. 2:1) независимо от занимаемого ими положения и их духовного состояния. Молитесь за праведников и грешников "не даст ли им Бог покаяния" (2 Тим. 2:25). "Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:3-4).

Молитесь наедине, войдя в комнату и затворив за собою дверь (Мтф. 6:6). Молитесь двое или трое "если двое согласятся... просить о всяком деле, то чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного" (Мтф. 18:19). Молитесь церковью (Деян. 4:24-31). Молитесь громко, вслух (Иоан. 11:41-42), чтобы слышащие присоединились возгласом "Аминь".

Молитесь тихо, сердечно, как Анна (1 Цар.1:12-13) и Неемия (Неем. 2:4). Молитесь, потому что к молитве побуждает Сам Бог (Иерем. 29:11-13). Об этом говорит и Христос (Иоан. 14:13-14; 15:7; 16:24). Он есть истинный пример всем молитвенникам. Жизнь и служение Иисуса Христа наполнены молитвой: Христос молится, принимая крещение (Лук. 3:21), перед началом Своего служения, при избрании учеников; при Преображении, перед страданиями в Гефсимании и на Кресте. Молился наедине, в кругу учеников и в обществе, молился за Себя (Лук. 22:41), за учеников (Лук. 22:32; Ин. 17:8) и за врагов (Лук. 23:34). Христос совершал краткие молитвы, но и целые ночи проводил в молитве (Лук. 5:16; 6:12; 9:18, 29). Молился прилежно, что "был пот Его, как капли крови" (Лук. 22:44).

Молитесь, потому что Бог благоволит к молитвам праведных (1 Петр. 3:12). Молитесь стоя (ЗЦар. 8:22), сидя (Иов.2:8; Лук. 10:13). Молитесь, преклоняя колени (Ездра. 9:5-6; Деян. 21:5), склонив головы и поклонившись (Пс. 5:8), пав ниц (Исх. 34:8; Мф. 26:39), с поднятыми руками (1Тим. 2:8), в разных формах (Пс. 94:6). Поза молящегося диктуется его почитанием Бога и нуждой (Иона. 3:6).

Условия к молящемуся

Давая столь широкую возможность молиться, Бог все же имеет некоторые требования к молящемуся:

1. Молитва должна быть обдуманной: "Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги" (Еккл. 5:1) и как мы поняли, немногословной: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им (Мтф. 6:7-8).

2. Молитва не должна быть заученной, обрядовой - не знаю, что говорю. Иисус сказал: "не знаете, чего просите" (Мтф. 20:22). Наши ходатайства должны соответствовать святости Бога: "Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он... запретил им и сказал: не знаете какого вы духа" (Лук. 9:54-55). Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас, а воля Божия та, чтобы мы благословляли, а не проклинали (Рим. 12:14).

3. В молитве не нужно спешить давать обет Богу. С Богом мы не производим коммерческих сделок, типа "ты мне, а я тебе". Бог не нуждается в наших подарках, да и что мы можем подарить Ему? Он обладает всем: "Моя вселенная и все, что наполняет ее" (Пс. 49:10-13), "Если даешь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его; ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и на тебе будет грех" (Втор. 23:21; Еккл. 5:3-4). "Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать" (Пр.20:25). Это касается не только Бога, но и людей. Слова ваши да будут не многи "да, да" и "нет, нет" (Иак. 5:12), и "кто может пребывать в жилище Твоем?.. кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет" (Пс.14:1-4). Как ценно постоянство человека. О Боге говорится "Если мы неверны. Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может" (2 Тим. 2:13). Слава Богу за Его верность! Всякий раз, когда даем обещание кому бы то ни было, будем размышлять, а сможем ли его выполнить? Все в жизни изменяется, постигает несчастье или болезнь. "Вы, которые не знаете, что случится завтра" (Иак. 4:14).

4. Молитву должен совершать тот, кто смиряется перед Богом. Грешник и согрешивший, прежде всех ходатайств и прошений, обращенных в молитве к Богу, должен совершить покаяние. "И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло" (Ис. 1:15-16, 59:1-2). Примиритесь с теми "кто на кого имеет жалобу" (Мтф. 5:23-24, Колос. 3:13). Прислушаемся к совету апостола Павла: "Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения" (1 Тим. 2:8). Иов говорит: "При всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста" (Иов. 16:17). "Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1:7). Молитвы порочных и грешных людей - мерзость перед Богом. Как мы уже говорили, молитва - это чистосердечный, откровенный, святой разговор человека с Богом. Молитва пред людьми, демонстрирующая набожность, не угодна Богу (Мтф. 6:5). Не следует в молитве Богу проповедовать, объяснять "ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (ст. 8). Однако Христос говорит: "Просите, и дано будет вам" (Мтф. 7:7). Молитесь, прислушиваясь к голосу Писания. Те, кто не обращает внимания на то, что говорит Бог и отклоняет ухо свое от слушания закона, того молитва - мерзость (Прит. 28:9). Молитва нечестивых, злонравных, коварных людей, без покаяния "да будет в грех" (Пс. 108:7). В молитвенном служении необходимо быть почтительным к Богу и страшиться, чтобы не проявить своеволия, высокомерия и гордости. Бойтесь Бога! Молитесь, сокрушайтесь, плачьте и кайтесь! В молитве не ожесточайтесь, не высказывайте обиды, не злословьте, не ругайтесь. Не ищите своего. Решение всех проблем представьте Господу: "...не как Я хочу, но как Ты" (Мтф. 26:39).

Усиленная молитва - пост

Пост - время, в которое верующий не вкушает пищи и не утоляет жажду (не пьет), воздерживаясь от этого в течение какого-то периода времени. В это время молящийся предается размышлениям о Боге и о Его могуществе, читает Священное Писание и усиленно молится, излагая пред Богом свои нужды (Ис. 58:1-12).

Молитвенное служение с постом должно иметь определенную проблему, причем такую, которая обычными условиями не может быть разрешена. Такими нуждами могут быть: борьба с искушениями от диавола "род сей изгоняется постом и молитвою" (Мтф. 17:21), при разрешении жизненно важных вопросов. Пост совершается при принятии водного крещения, участии в Вечере Господней, рукоположении "тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их" (Деян. 13:3, 14:23); при особых угрозах: война, стихийные бедствия, эпидемия. Так поступали жители Ниневии, которым царь повелел "чтобы ни люди, ни скот... ничего не ели... и воды не пили... и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего...". Они надеялись "кто знает, может быть, еще Бог умилосердится". (Ион. 3:7-10); при засухе, нашествии сельскохозяйственных вредителей: саранчи, жуков, гусениц. Господь через пророка говорит: "Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу!". (Иоиля. 1:1-14)

Пост - это добровольное служение, и потому в вопросе "почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?" (Лк. 5:33) нет никакого основания для осуждения. Каждый персонально решает этот вопрос, а общество с совершенного согласия, и опять-таки без упрека тем, кто не согласен: "Когда постились и плакали... для Меня ли вы постились? Для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?". (Зах. 7:5-6)

Не следует в служении с постом показывать свою набожность. Бог вместо благословения может излить гнев Свой. "И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их" (Иерем. 14:10-12). Пост был личным и общественным. Пост совершали благочестивые и благоговеющие пред Богом люди. Так Анна, дочь Фануилова, "вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь." (Лк. 2:37). Ученики Иоанновы и фарисейские постились (Мрк. 2:18, Мтф. 9:14). Постился и язычник Корнилий (Деян. 10:30).

Личный пост - это когда верующий видит грядущую беду или желает разрешить личную или семейную проблемы. Так "молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле... И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?" (2 Цар. 12:16-23). "Колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука" (Пс. 108:24), "Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою..." (Пс. 34:13).

В наше время постящийся должен придерживаться советов Иисуса Христа (Мф. 6:16-18) и не выказывать внешней формой свое смирение пред Богом, но практически осуществить его "так, чтобы голос ваш был услышан на высоте" (Ис. 58:4). Молитва и пост - это проявление особой веры и доверия Богу. Это полное смирение, кротость и бескорыстность, желание не доказать людям, а испросить Бога к благословению и милосердию. Не может человек надеяться на получение от Бога ответа, если в его жизни происходит то, о чем пишет Иаков: "Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений". (Иаков. 4:2-3).

Нажмите Enter для поиска
Нажмите Enter для поиска